Чокова Лиана Игоревна

Чокова Лиана Игоревна — заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «Ташантинская ООШ»

      В современный век высоких технологий, в мире беспрепятственного доступа к интернет –ресурсам, в век инновационных изменений в образовании и во всем мире в целом, образовательных вебинаров и дистанционных школ для педагогов, мы возвращаемся к одной из систем времен Аристотеля-системе наставничества.

     Вконце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.

Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Многие специалисты в этой области утверждают, что раньше мы жили в мире SPOD-устойчивом, предсказуемом, простом и определенном.  Сейчас произошел переход к миру VUCA – нестабильному, неопределенному, сложному, неоднозначному.. В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.

       Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.

     История возникновения наставничества уходит  с корнями в далекое прошлое, во времена до н.э.,где юноши учились правильно вести охоту у более старшего поколения.

    Термин «наставничество» произошел от английского слова «mentor». Так звали героя древнегреческой мифологии — мудрого советчика, пользовавшегося всеобщим доверием.

    Термин «наставничество» в наше имеет огромное количество пояснений, мы приведем некоторые из них, так, например в толковом словаре  Ушакова данный термин трактуется как звание, занятие наставника, а толковый словарь Кузнецова поясняет, что это руководство молодым коллективом, осуществляемое опытным специалистом.

       Новое место работа для педагога, новый вид деятельности для обучающегося требует времени не только для адаптации, но и для понятия смысла деятельности. Повышенное внимание к вопросам наставничества сегодня объясняется тем, что как бы не был находчив и интеллектуально подкован человек, необходимо сформировать у него прежде всего мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

   В нашей школе система наставничества у педагогов выстроена через работу методического объединения Школа Молодого Учителя, где учитель- стажист вводит его в курс работы, по ходу разъясняя все нюансы педагогической практики.

   В своей практике я использую наставничество или элементы наставничества абсолютно в любых целях: сопровождении подростков, детей «группы риска», активистов, классных руководителей и родителей.

Так например в нашей школе, в которой 9 комплектов классов, обучающиеся средних классов берут наставничество над младшими, каждый класс реализует определенное направление Российского движения школьников, тем самым с 1-го класса готовят себе замену, так называемая преемственность, подготовленный переход.

     С недавнего времени Российское движение школьников ввели пошаговую систему наставничества, где ребенок пройдя определенный этап получает статус сначала участника, затем лидера, после получает статус наставника, таким образом мы выпускаем подготовленного участника АИС –молодежь.

     На личном примере мои активисты «втягивают» в полезную деятельность трудных подростков.

    В школе работает «Школа актива РДШ», где мы обучаем, направляем и помогаем активистам вести правильно работу, сопровождаем проекты, подсказываем, вдохновляем.

   Своим личным примером я вдохновляю педагогов и классных руководителей.

Зная, что на меня ровняются, я не стою на месте, постоянно покоряю новые вершины, занимаюсь самообразованием, расширяю свой кругозор в связи с чем повышается результативность моей работы.

В любом наставничестве я выделяю определенные этапы работы:

1.Я расскажу- ты послушай;

2.Я покажу- ты посмотри;

3.Давай сделаем вместе;

4. Сделай сам, я подскажу;

5.Сделай сам и расскажи , что сделал!

Но в наставничестве так же как и в любом другом процессе есть подводные камни, о которых не следует забывать…

Это прежде всего проблемы взаимодействия и контакта сторон, а также недооценивание «новенького», навязывание своего мнения, отсутствие заинтересованности.Важно не прогибать под себя, а направлять и способствовать повышению профессионализма.

    Таким образом можно сделать вывод, что система наставничества нужна и важна. Но необходимо построить ее не в принудительно-добровольном порядке.

    Наставник – это советчик, который на собственном примере показывает, не заставляя копировать свои действия, а направляет.

    Чтобы процесс наставничества был продуктивным, наставников надо готовить,  наставничество надо поощрать.

Наставничество это регулярный целенаправленный процесс. В процессе наставничества молодой педагог растет, набирается опыта, получает новые знания, повышает свой профессионализм. Педагог –наставник повышает свою компетентность, выходит на новый уровень. Образовательное учреждение повышает уровень подготовки кадров, а наряду с ним уровень учебно-воспитательного процесса.

  Для меня наставником в реализации нового, инновационного подхода в построении и реализации структуры воспитательной работы в школе является куратор регионального отделения Российского движения школьников –Ирина Юрьевна Санарова. Человек у которого хочется учится, который мотивирует, направляет, объясняет.

  И повезет тому молодому педагогу, которому своевременно будет оказана помощь, у которого рядом окажется опытный педагог, желающий передать свои знания и опыт, помогающий в адаптации на новом месте, мотивирующий на оригинальность и качество работы. Тогда образовательные учреждения пополнятся молодыми специалистами, а профессия учителя возобновит престижный статус.