Шелегина Лилия Владимировна

Шелегина Лилия Владимировна — заместитель директора по информатизации учебного процесса БОУ РА «РКЛ»

Качество образования трактуется сегодня неоднозначно и становится предметом научных исследований и дискуссий. Предлагается бесконечное количество вариантов, чтобы «разложить» это понятие на отдельные составляющие, представить в виде определённого алгоритма, «загнать» в «рамки квадрата», понятного и одинакового для всех… Условия – Процесс – Результат. Если бы это было так просто… Можно привести много примеров, когда школа располагает современным зданием, закуплено дорогое учебное оборудование, педагогический коллектив практически в полном составе имеет высшую категорию и т.д., а результата нет. Результата, не ориентированного на формальные показатели (процент и качество успеваемости, средний балл ЕГЭ и т.д.), а главного результата, связанного с подготовкой выпускника школы самостоятельно мыслить и действовать, работать в «режиме высокой неопределенности» и быстрой смены условий. Именно такие молодые люди востребованы сегодня в области науки, здравоохранения, экономики и других сферах профессиональной деятельности. Необходимость и актуальность решения данной проблемы отражены в новых образовательных стандартах. Республиканский классический лицей в этом смысле имеет уникальный опыт реализации таких задач задолго до появления ФГОС, и более чем двадцатилетняя практика лицея показывает эффективность их решения. Качество образования не может измеряться только статическими характеристиками, главная задача образования – помочь ребенку стать успешным. А для этого необходимо создание открытой образовательной среды для формирования и раскрытия лучших качеств учеников. Именно об этой удивительной лицейской атмосфере вспоминали выпускники лицея в этом году на своем 25-летнем юбилее: «…Одно из отличительных достоинств РКЛ — невиданное в других школах уважительное равенство ученика и учителя. Не сговариваясь, наши учителя транслировали нам эту мысль: вы УЖЕ достойны, вы УЖЕ умны и заслуживаете того, чтобы быть выслушанными не в формате «взрослый-ребенок», и пусть и не на равных, но близко к этому. Это можно назвать противоположностью частой позиции «сначала добейся» или «кто ты, а кто я», такого не было, и это взращивало в нас самоуважение уже в стенах лицея. Нам внушали НОРМАЛЬНОСТЬ высоких амбиций и свободы выбора» (из воспоминаний выпускника Полянского Виталия).

И это одно из главных условий качественного образования: вера в ребенка, обеспечение для него возможности быть самостоятельным, иметь собственную точку зрения и альтернативный выбор действий для достижения цели. Именно эти условия учат ребенка «летать». Так просто и так сложно: ведь учитель может научить только тому, что умеет сам… И это одна из важных управленческих задач руководителя современной школы: формируя педагогический коллектив, ориентироваться не просто на хорошего учителя-предметника, а на яркую, интересную личность с широким кругозором, учителя, в основе профессиональной деятельности которого заложена «ситуация успеха» для каждого ребенка. Это один из критериев подбора педагогических кадров лицея с первых дней его основания. Атмосфера свободы и возможности индивидуального выбора своей образовательной траектории (профиль, уровень изучения иностранного языка, спецкурсов, направлений проектной деятельности и т.д.) привлекает в лицей детей, мотивированных на получение качественного образования и достижение высоких результатов. При этом педагоги лицея понимают степень ответственности за то, каким образом лицеисты будут использовать свой «образовательный результат» в будущем, и это в первую очередь касается нравственного аспекта. Поэтому волонтерская деятельность лицеистов берет свое начало и является традиционной с 90-х годов, когда «Клуб старшеклассников» проводил благотворительные акции (подготовка подарков, проведение концертов, спектаклей и т.д.) для Дома малютки, Дома ветеранов, Детского дома и других социальных объектов, находящихся на территории Республики Алтай. Такая деятельность является своего рода «прививкой» от эгоцентризма для успешных детей, учит их выстраивать социальные связи, дарить добро другим и самим становиться лучше. Сегодня во многих серьезных компаниях, работающих по международным стандартам, опыт волонтерской деятельности является обязательным условием при приеме на работу. Все более востребованными в профессиональной сфере становятся не только профессиональные компетенции, но и личностные качества, такие как эмпатия, умение взаимодействовать и решать конфликты, выстраивать деловые контакты. И это еще одно условие качественного образования – развитие нравственной и эмоционально-чувственной сферы ребенка, формирование его человеческой и гражданской позиции. Сегодня лицей вносит свой вклад в развитие детского волонтерского движения на региональном и всероссийском уровне и считает это серьезной и значимой составляющей лицейского образования.

«…Исследовательская и проектная деятельность учащихся является основой развития УУД в рамках новых образовательных стандартов…». Мы знаем, какие трудности испытывают многие педагогические коллективы по вопросам качественной организации этой деятельности. Во многом это связано с недостаточной подготовкой педагогов к руководству исследовательскими и проектными работами учащихся, их затруднениями в использовании данных методов на уроке. В условиях лицея проект «Школа юного исследователя» реализуется с 2009 года и в рамках выездных сессий лицеисты успешно разрабатывают инновационные проекты, связанные, в том числе, и с актуальными проблемами развития нашего региона. Экспертами проектов являются ведущие специалисты министерств Республики Алтай и представители бизнеса, многие из них наши выпускники, и это одна из наших традиций и признак качественного лицейского образования. Такая обратная связь является предметом особой гордости не только для педагогов, но и для юных лицеистов, создает атмосферу «лицейского братства», понимания его ценности. Поэтому и в этом направлении наши лицеисты успешны: ежегодно в рамках Всероссийских чтений имени В.И.Вернадского они становятся абсолютными победителями и с честью представляют нашу малую родину на общероссийском уровне.

Это удивительно: лицей опередил время, и все, что так востребовано сегодня в системе общего образования и с большим трудом реализуется на каком-то начальном этапе, лицей имеет в виде систематизированного успешного практического опыта. Но «загоняя» школы в новые стандарты, связанные с конкретным, одинаковым набором профилей для всех школ, есть серьезная опасность разрушить уникальный, многолетний опыт профильного обучения лицеев и гимназий, зачастую являющихся «островками» качественного образования в отдаленных регионах нашей страны. Поставив перед нами задачу, научить детей мыслить и действовать нестандартно, нам позволяют это сделать только в четко обозначенных «рамках квадрата»… И это основное противоречие и парадокс новых образовательных стандартов среднего общего образования.

Доктор педагогических наук, профессор Н.Е.Щуркова называет два главных признака хорошей школы: когда ребенку в школе комфортно и когда в школу приходят ее выпускники. В соответствии с этими критериями мы можем назвать наш лицей хорошей школой. РКЛ – это уже бренд нашей республики. Преподаватели МГУ как-то выразили удивление, что из такого отдаленного региона и именно этого лицея в один из престижных вузов страны ежегодно поступают от 6 до 8 выпускников. РКЛ — единственная общеобразовательная организация Республики Алтай, трижды вошедшая в рейтинг ТОП-500 лучших школ России, в 2016 году вошла в рейтинг 200 лучших общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся. Большинство педагогов лицея являются председателями и экспертами региональных предметных комиссий ГИА в рамках ОГЭ и ЕГЭ, проводят выездные методические семинары и мастер-классы по актуальным проблемам и технологиям современного образования, открытые уроки на базе лицея в рамках Недели педагогического мастерства для педагогического сообщества Республики Алтай. И это тоже серьезный вклад в качество образования нашего региона. При этом у нас нет спортивного зала и современного учебного корпуса, мы испытываем проблемы с материально-технической базой для успешной реализации инженерно-технического профиля и, как всегда, получим низкие баллы по этим позициям в рамках независимой оценки качества образования, возглавив при этом в очередной раз рейтинг качества образования по всем остальным позициям. Значит, есть что-то самое главное в этом «качестве образования», то, что сложно «измерить» на формальном уровне и в чем очень хорошо ориентируются педагоги РКЛ, понимая запросы времени и опережая зачастую «неповоротливую» традиционную систему образования на несколько шагов вперед. И это главное заключается в том, что высшей степенью проявления качества образования является способность школы обеспечить психологическое и личностное развитие ребенка, готовность личности реализовать себя.