Шаманаева Елена Анатольевна

Шаманаева Елена Анатольевна — заместитель директора по учебной работе МБОУ «Талдинская СОШ»

С чего начинается реализация Национального проекта Российской Федерации «Образование», стартовавшего с 2019 года, целью которого является «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования»? На мой взгляд, с вклада каждой образовательной организации в повышение качества образования. Образовательная организация должна серьезно подготовиться к осуществлению поставленной цели. На плечи администрации и рядового педагога ложится ответственность по приведению нормативно-правовой документации в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 28, 29, 95, 97). Это первый шаг в достижении цели.  Особого внимания требуют «Положение о внутренней системе оценки качества образования» и «»Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования».

Второй шаг – это определение, что является предметом системы оценки качества образования. Предметом системы оценки качества образования являются качество образовательных результатов учащихся, качество организации образовательного процесса, качество основных и дополнительных образовательных программ, воспитательная работа, профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования, эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы, состояние здоровья учащихся. Мониторинг этих показателей позволяет отслеживать результаты деятельности, своевременно принимать управленческие решения по повышению качества образования. Примером, подтверждающим эффективность мониторинга, является исследование успеваемости  и качества знаний за последние пять лет в МБОУ «Талдинская СОШ», где на фоне положительной динамики успеваемости выявилось понижение качества знаний на 2 — 3 % в течение трех лет. Глубокий анализ причин понижения качества знаний позволил принять управленческие решения, направленные на повышение качества знаний: повышение профессиональной компетентности педагогов, работа классных руководителей с классными коллективами, с родителями.

И, наконец, третий шаг – критерии и показатели мониторинга. Детальное изучение Порядка организации и проведения республиканского мониторинга «Вклад образовательной организации в качество образования Республики Алтай», утвержденного приказом от 01.04.2019 № 385, позволило правильно выстроить работу школы по повышению качества образования.

Обратимся к приложению Порядка, где первым пунктом базовых показателей названо качество условий осуществления образовательной деятельности образовательной организации, а именно профессиональный уровень педагогических работников и результативность участия в конкурсе педмастерства. Так и должно быть. Только от педагога-профессионала, педагога, стремящегося повысить свой педагогический рост (аттестация, участие в конкурсах, прохождение курсов, распространение опыта), зависит качество предметной обученности школьников (пункт 2 приложения), развитие таланта (пункт 3) и все последующие пункты, включая дополнительные показатели.

К приоритетным направлениям модели Национальной системы учительского роста и Профессионального стандарта педагога относится оценка профессиональной компетентности педагога, поиск действенных инструментов для стимулирования профессионального роста педагогов, саморазвития и самосовершенствования, что, опять-таки, подтверждает зависимость повышения качества образования в образовательной организации от учителя. Успешный и самодостаточный учитель, творческий и инициативный, готов воспитать успешных, думающих учеников. Педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в инновационный поиск, что может стать действенным фактором успешности школы. «Успешными становятся те школы, где сформирован «экспериментальный дух» учительского потенциала, иными словами, сформирована модель «инновационного поведения», которая является сильным мотиватором педагогической деятельности», — подчеркнул Президент РФ В.В. Путина в Послании Федеральному Собранию в 2018 году. Похожая мысль была высказана Президентом годом позже: «Важно, чтобы качество преподавания в школах неуклонно повышалось, чтобы деятельность учителей была творческой, отвечающей духу и запросам времени».

В данном случае неоспорим тот факт, что вклад образовательной организации в повышение качества образования зависит от личного вклада каждого педагога, от успешности школы.

А способен ли каждый педагог к инновационным поискам, к творчеству, к новаторству? К сожалению, нет. В своей практике приходилось сталкиваться и с такими педагогами, инертными, равнодушными. Такие педагоги «способны воспитать» подобных себе учеников. Каковы пути решения такой проблемы? Или она не разрешима? Мудрый управленец всегда найдет выход. В нашей школе – это создание шефских пар, проведение мастер-классов, проведение открытых уроков, где «инертный» педагог волей-неволей включается в творческую деятельность.  Есть и другая проблема. Педагог- труженик, умело применяющий современные технологии, отказывается проходить аттестацию на категорию. В первую очередь, важно выяснить причину отказа. Скромность, неуверенность, равнодушие к педагогическому росту? Учитель, как и ребенок, ждет поддержки, понимания. Вот тут хороши такие приемы, как метод убеждения, личный пример администратора. Мы подошли еще к одному очень важному выводу, что вклад образовательной организации в повышение качества образования зависит от добросовестного мудрого управленца.

Где же в этой цепочке находится ученик? Какое ему отведено место? Бесспорно, центральное. На него ориентирован федеральный проект «Успех каждого ребенка», целью которого является обеспечение условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

Если образовательная организация успешная, способная внести существенный вклад в повышение качества образования, значит в ней созданы условия для развития гармоничной личности ученика, для воспитания его гражданских и нравственных качеств, самоопределения и самореализации.