Осинцева Вероника Олеговна

Осинцева  Вероника Олеговна — директор МОУ ДО «Турочакский ЦДТ»

В день своей инаугурации, 7 мая 2018 года, президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Для реализации этой программы правительству РФ тем же указом было поручено разработать (либо скорректировать уже существующие) 12 нацпроектов, один из которых – Образование.

Ни для кого не секрет, что за последние тридцать лет инфраструктура образования не только не улучшилась, но и стагнировала. Закрывались школы, сады, спортзалы. Центры дополнительного образования, как наименее важные в этой цепочке, ютились в полуразрушенных зданиях послевоенной советской постройки, а порою и вовсе в деревянных бараках.

Вместе с тем, падал престиж профессии педагога, снижалось качество образования в связи с отсутствием здоровой конкурентной среды. Из-за низкой привлекательности и достойной оплаты труда  молодёжь потянулась в иные сферы деятельности, что привело к разрыву преемственности поколений в профессиональной среде. Оставшиеся в образовательной сфере педагоги зачастую начали замыкаться в консерватизме и с огромной опаской относиться к новинкам и инновациям, которые весьма важны в современном обществе.

Результат этой тенденции мы стали ярко ощущать в последнее десятилетие: молодые люди перестали взрослеть к своему совершеннолетию, на первый план вышла система тотального потребления, инициативность молодых людей если не пропала совсем, то перестала широко и ярко звучать, у нового поколения стала исчезать историческая память и, как следствие, система ценностных ориентиров.    

В рамках национального проекта Образование, наш Центр детского творчества участвует в реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Данный проект системно меняет подход к сфере дополнительного образования. Федеральный проект указывает на важность дополнительного образования в воспитании целостной личности, помогает эффективно выявлять талантливых детей и молодёжь, выстроить систему профессиональной ориентации.

Общество предъявляет высокие требования к дополнительному образованию. И мы работаем именно в той сфере образования, которая наиболее динамично может реагировать на запросы детей и родителей. Поскольку посещение кружков и творческих объединений со стороны ребёнка является добровольным, в отличие от других видов образования, мы не можем ждать новых программ и идей сверху. К тому же, аудитория дополнительного образования наиболее широкая: включает и детей дошкольного возраста, школьников, а также взрослое население.

К примеру, педагоги художественной направленности в рамках сетевого взаимодействия посещают детские сады и ведут творческие объединения на базе сформированных садовских групп. Занятия ведет не просто воспитатель или педагог, а профессиональный художник, что несомненно важно для развития в детях творческого потенциала и выявления одаренных детей в раннем возрасте.

Для детей, которые не посещают детские сады функционируют кружки подготовки к школе. Например, педагог дополнительного образования Щелёва Г.А. обучает более 60 дошкольников чтению, письму и математике. Также, дошкольники могут пойти обучаться ритмике, игре на народных шумовых инструментах, английскому языку, ментальной арифметике или попробовать себя в технической направленности в «Лего-конструировании».

Для детей младшего школьного звена открываются широкие возможности. После того, как ребёнок попробовал себя в «Лего-конструировании», он может перейти к следующему техническому уровню – «Робототехнике». К слову, за техническую направленность в Турочакском ЦДТ отвечает педагог ДО – Маклаков А.Т., который не только привозит вместе с детьми победы с олимпиад и республиканских конкурсов, но и сам проявляет активность в конкурсах педагогического мастерства. Так, в 2018 году он не только занял первое место на муниципальном уровне конкурса «Сердце отдаю детям», но и вернулся в Турочак с 2-м местом с Республиканского этапа.

Практически в каждой школе муниципалитета работают педагоги в рамках сетевого взаимодействия. Дети, живущие в отдалённых сёлах, изучают краеведение, посещают кружки естественно-научной, художественной и социально-педагогической направленности. В районном центре у педагогов и обучающихся Центра детского творчества помимо своих площадей есть возможность проводить свои занятия в «Точке роста», актовом зале школы, в специальных кабинетах для занятий с детьми с ОВЗ, которые оснащены современным оборудованием, адаптированным под потребности детей. 

Также, в самом ЦДТ есть кабинет для релаксации и занятий по профориентации для детей с ОВЗ и инвалидностью. Работу ведёт педагог дополнительного образования с большим опытом — Бушаева Н.В., занявшая в 2019 году 3 место в республиканском этапе конкурса «Сердце отдаю детям». В данный момент ведётся методическая разработка нескольких адаптированных программ. Одна из наших первостепенных задач в ближайшие годы – увеличить охват детей с ограниченными возможностями здоровья до 70% не только программами социально-педагогической направленности, но и другими направлениями. 

Педагогический коллектив беспрерывно находится в поиске новых идей, технологий и форм взаимодействия с детьми. Для этого в МОУ ДО «Турочакский ЦДТ» в течение нескольких лет создавались условия для привлечения молодых кадров. Вместе с молодыми педагогами приходят относительно новые социально-культурные технологии.

Так в 2019-2020 учебном году были запущены несколько программ художественной направленности, нашедшие широкий отклик среди среднего и старшего школьного звена.

В видеостудии «Перспектива», под руководством профессионального оператора Сороко А.Н., подростки обучаются снимать и монтировать качественный контент с помощью стабилизатора, смартфона, различных программ и приложений по обработке видео.

В творческом объединение «Аниме» педагог ДО Суртаева Е.Н.  занимается с детьми современным мультипликационным изобразительным искусством.

В социально-педагогической направленности работа со старшим школьным звеном выведена на новый уровень.

На базе МОУ ДО «Турочакский ЦДТ» под руководством Бакшина И.В. функционирует коллаборация социального проектирования и дополнительного образования — Клуб активных и интеллектуальных игр «Джуманджи». Данный проект способствует профилактике негативных проявлений в молодёжной среде и межнациональному взаимодействию. В 2018 году проект выиграл субсидию на форуме «Алтай», а в 2019 году по итогам конкурса среди физических лиц, федеральное агентство по делам молодёжи поддержало проект (программу) для проведения игр на массовых мероприятиях муниципалитета силами обучающихся.

Огромной популярностью пользуется открывшийся в конце 2019 года Волонтёрский центр «МиксТура» под руководством признанного на республиканском уровне специалиста по молодёжной политике Стафиевской О.А. 

Объединения «Джуманджи» и «МиксТура» функционируют в кабинете, которому более всего подходит современное понятие – коворкинг. Это помещение, где стены оформлены современным граффити, вместо парт и стульев – мягкие подушки и ковёр, а вместо учебников – полка с настольными играми и подростковой художественной литературой.

Под руководством талантливого педагога оживает и играет новыми красками кружок, в основе которого история нескольких поколений не только обучающихся, но и педагогов. Может ли в современных условиях доступности и разнообразия одежды стать актуальным кружок кройки и шитья? Ещё как может! Оснащённый новым оборудованием, светлый и просторный кабинет творческого объединения «Текстилия», является рекордсменом по численности обучающихся в художественной направленности. Спрос на этот кружок есть не только у девочек, ну и мальчишек, желающих овладеть базовыми знаниями, которые несомненно пригодятся в жизни.

На мой взгляд, одним из ключевых факторов успешной работы руководителя в образовании, является мобильное реагирование на образовательные запросы общества и создание условий для внедрения привлекательных и востребованных программ дополнительного образования. Хочется отметить важность привлечения в образовательную сферу молодых и энергичных кадров, необходимость постоянного повышения уровня квалификации педагогов и, как следствие, качества предлагаемых программ обучения.

С внедрением системы персонифицированного финансирования меняется сам принцип работы дополнительного образования. Раньше учреждение самостоятельно определяло – какие кружки и секции открыть, сколько детей принять. Сейчас родитель – полноценный заказчик, поскольку вместе с ребёнком в организацию приходит сертификат финансирования, позволяющий обновлять материально техническую базу и создавать качественное оснащение для новых кружков. Возможность привлечения дополнительного финансирования напрямую отразится на качестве предлагаемого образования. В системе «Навигатор» родитель вместе с ребёнком может оставлять отзывы, изучать портфолио кружка, следить за появлением новых программ и в режиме онлайн оставлять заявки на понравившиеся программы. Тем самым обеспечивается непрерывный мониторинг за востребованностью тех или иных программ. Учреждения в оперативном режиме видят необходимость в создании дополнительных мест, либо сокращения ранее открытых и потерявших свою актуальность объединений. Не менее важно, что эту информацию в онлайн режиме видно на муниципальном, региональном и федеральном уровне, что позволяет точечно реагировать на необходимость создания новых рабочих мест для достижения целевых показателей национального проекта «Образование». Темп современного общества беспрерывно ускоряется, создавая потребность в получении качественного дополнительного образования как в начале жизненного пути, так и на всём его протяжении. Мы понимаем эти тенденции и работаем над удовлетворением образовательных потребностей общества. Образование ни в коем случае не должно отставать от современных запросов общества и своевременно искать на них ответ.