Назарова Ольга Сергеевна

Директор МОУ «Каракокшинская СОШ им.С.В.Тартыкова».

В школе работаю давно и за годы практики встречала разных детей. Все они по моим представлениям  одинаково беззащитны и беспомощны, а в каких-то ситуациях оказываются мудрее и отзывчивее, чем взрослые. Дети цветы жизни — это всегда было моим убеждением. Кто-то из ребят робок и нерешителен, как ландыш. А кто-то стойкий и напористый, как первый подснежник. С детства приучали напрасно не срывать цветы, а любоваться их красотой и благоуханием со стороны, не нарушая их мир.  На такие воспоминания о цветах, детях и хрупкости отношений   натолкнула недавно прочитанная   сказка-быль  Андрея Платонова «Неизвестный цветок».Ведь  действительно, каждый ребенок ,по сути «неизвестный цветок». Вечером  решила прочитать это произведение своей дочери. Уж очень хотелось услышать, что же ребенок  думает о цветке, о девочке Даше, пионерах.  Итак,  ….Жил на свете маленький цветок…

— А здесь точно говорится о цветке, а не о человеке? Дочь успела задать свой  вопрос раньше.

— Как ты думаешь можно этот цветок сравнить с ребенком? Ответ не заставил себя долго ждать.

-Конечно, у нас в школе тоже есть такие дети.

-А с чего ты так решила , они что отличаются от остальных?

— У них глаза добрые и они всегда рады помочь, но не всегда это получается, наверное, в силу возможностей. Их не часто увидишь в большой компании. Выглядят какими-то испуганными. Они чем-то похожи на этот цветок.

       Да…Эти слова заставили задуматься. Действительно, дети зачастую подмечают то,  на что мы, взрослые, не обращаем особого внимания. А ведь в сущности, это взрослые должны помочь таким учащимся  войти в детские коллективы, наладить общение, организовать обучение и многое другое. Как  другие учащиеся и педагоги  относятся к таким «особенным детям»? Хотят ли они  общаться, взаимодействовать с ними? Как помочь всем и никому не навредить?  

        Эти дети  особенные, их  называют «дети с ОВЗ», «с особыми образовательными потребностями», «с отклонениями в развитии», но сколько бы не придумывали абривиатур и терминов  характеризуя «особенности» таких детей, мы, к сожалению, еще до сих пор учимся принимать их, общаться с ними, воспитывать и обучать.

        Кто не знает, что  Эйнштейн до 4 лет не умел говорить, и его считали отсталым ребенком? А ведь это гениальный ученый. Да, гениальность — это тоже отклонение от «нормы».   Каждый  ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. Это его конституционные права. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию… Я убеждена, что  именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья  сможет получить не только образование, но и ощутить жизнь  в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования, которое призвано обеспечивать равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. А   главное предназначение нас,  как педагогов,  помочь им в открытии  этого  большого и  прекрасного мира   и раскрывать этих детей  для этого мира.

       В Республике Алтай   специальных коррекционных образовательных учреждений и интернатов очень мало.  Имеющиеся  специализированные учреждения не всегда готовы вместить всех желающих.  Но и не  все родители готовы сделать выбор в пользу такой  школы или интерната , даже если он очень хороший.  Обучаться далеко от дома  нелегко даже для здорового ребёнка. И тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями.  

       Выражу мнение большинства директоров о том, что создать комфортные условия для  получения качественного образования  детьми с ограниченными возможностями здоровья, потребует  титанических усилий всего коллектива школы.  И тут как раз и  начинается долгая и кропотливая работа с документами, изучаем законы и последние изменения, разрабатываем  множество нормативно- правовых актов. Перерабатываем   их «под себя», чтобы определить правовое пространство действия всех участников образовательного процесса не нарушив права друг друга.

       Одновременно с этим  помогаем   педагогам, обучаем  их работать с такими детьми предупреждаем  их проблемы различными семинарами, педсоветами, практикумами : чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком.   Обеспечиваем   психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей учителем-логопедом, дефектологом, социальным педагогом и педагогом-психологом. Организовываем ППМСопровождение детей в учебном процессе. Разъясняем родителям (законным представителям)   самого ученика   как он должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассникам. Проводим психологические тренинги, индивидуальные занятия  с  ребенком, которого  очень волнует,  найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться. Подготавливаем   материально-техническую базу. Администрация школы должна предусмотреть финансовые средства , если необходимо, на  специальные условия получения образования.  Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ, имею в виду,  условия обучения, воспитания и развития, которые включают использование специальных:  адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;  учебников, учебных пособий и дидактических материалов; технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

      Также  предупреждаем страхи  родителей других учеников о том, что  инклюзивное образование повлияет на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п..

         При создании комфортных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, встречаются препятствия, если их  устранить, то у каждого ребенка появится возможность, развиваясь в своем собственном режиме, следуя своей индивидуальной  образовательной траектории, в итоге получать качественное  образование с учетом индивидуальных потребностей. 

    А что же наш цветок?  Когда его нашла Даша он был одинокий и грустный, но девочка привела к нему своих друзей пионеров . Они облагородили  почву ,пообщались с цветком  и его  жизнь стала  комфортнее. 

      Чтобы оказать необходимую помощь нужно убрать препятствия и помочь.  Какие же проблемы  возникают при введении инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические, недоступность образовательных стандартов и архитектурные .  Последняя  из них ,поверьте, не самая  сложная. Проще что-то отремонтировать, расширить, пристроить, чем сломать стереотип поведения и отношения.  Можно сказать, что с введением в 1 сентября 2016 года ФГОС  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  дело сдвинулось с мертвой точки, но все же возникают вопросы и трудности.     Ученикам нужно обеспечить условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ, например: предоставить услуги ассистента (помощника), сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказывать техническую помощь;  проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия;  обеспечить доступ в здание школы. Хорошо, что проблема доступности образовательных стандартов решается.

       Психологическое  препятствие,  я считаю самым сложным. Оно,  безусловно касается  всех участников образовательного процесса . Выше я говорила о том, какие у всех участников образовательных отношений  опасения и переживания, только на практике все выходит наоборот. Тяжелей  всего перестроится и найти подход к детям с ограниченными возможностями здоровья, именно, педагогам.  За   урок, который длится 45 минут, объяснить новую тему детям с «нормой развития» и поработать с детьми ОВЗ. Дать всем категориям учащихся равные по значимости и их возможностям знания в соответствии с федеральными государственными стандартами.

        За последние годы много посетила  различных  конференций и мероприятий,  касающихся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Задавала вопросы ученым и профессорам педагогических, биологических наук,  московским практикующим психологам. Как  разделить 45 минут урока на всех ничего не нарушив? Они разводили руками, говорили, что все мы профессионалы и справимся. Но  в действительности этого мало, педагогам не хватает практико-ориентированного обучения, хотелось бы чтобы приезжали и обучали люди, которые методически компетентны и могут показать уроки в инклюзивных классах. Каждый учитель  пытается выработать свои методики, нащупать свою тропинку к сердцам и умам детей. Не буду спорить ,что в сельских  школах, у нас каждый ребенок на виду, видим в каких условиях живет, растет, с кем общается, чем увлекается. Считаю, что на директора и на администрацию школы в целом ложиться большая ответственность  за отношение внутри  школы и в каждом  классе к детям с ограниченными возможностями здоровья. Возможно, со мной могут не согласиться мои коллеги из  больших городских школ, но у нас есть свои формы и методы. Наблюдать, контролировать,  приходить в  классы, проводить беседы, круглые столы, приучать к диалогу. Давать понять детям и их родителям,  что никто не настроен против них, что им хотят помочь, иногда просто не зная как правильно. И самое главное говорить и беседовать, вызывать на разговор, не давать замыкаться в себе,  решать проблемы в спорах и дискуссиях, в доверительных беседах.

        Всем без исключения необходимы внимание и забота, как и нашему цветку из сказки  … Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок, только немного лучше и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый….. Важно поддерживать  и  объяснять  родителям и другим детям, что «особенность» ребенка это нормально, ведь каждый по-своему  индивидуален и прекрасен,  в этом большом и меняющемся мире. Прежде чем выбрать свой жизненный путь,  необходимо сначала стать человеком. Помните, что наш мир очень хрупок ,но  несмотря ни на что берегите и цените  друг друга.