Муйтуева Светлана Николаевна

Директор МБУ ДО «Усть-Канский ЦДТ».

Недавно, листая пожелтевшие страницы старых фотоальбомов Центра детского творчества и  летописи, невольно ощутила дыхание времени. Горжусь, что я застала время пионеров, в  сознании сразу ожили пионерские отряды, слёты, дружины, алые галстуки, ясные, полные оптимизма глаза.

Уже 50 лет  у нас в районе работает Усть-Канский Центр детского творчества.

История центра – это история встреч более чем 20 тысяч его воспитанников с увлечёнными педагогами и друзьями. Это история маленьких побед и больших интересных дел. В Центре детского творчества с. Усть-Кан все создано для воспитания и творческого развития детей, именно здесь живёт детство, самые яркие и незабываемые его моменты.

 Свою  историю  Центр ведёт от Дома пионеров с далёкого 1970 года. В эти годы и складываются традиции этого учреждения: были организованы новые кружки, Школа пионерского актива, много внимания уделялось организации летнего отдыха, работе форпостов. В этот период  была организована большая работа с пионерскими дружинами района. Красногалстучная пионерия шагала вместе с народом, со всей страной навстречу значительным и радостным событиям, которые остаются историческими вехами на нашем общем пути в будущее. По распоряжению  Усть-Канского райисполкома от 1992 года учреждение стало именоваться Центром внеклассной и внешкольной работы, в 1995 году преобразовано в Центр дополнительного образования детей, а с 2016 года Центр имеет другое название – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Усть-Канский центр детского творчества».

В разные годы  учреждение возглавляли директора: Ильина Александра Садаковна,  Акпашев Петр Абдуллович (1992-1995 г.г.), Матыков Александр Айдынович (1997-2000 г.г.), Шокшиланов Николай Васильевич (1997-2000 г.г.), Бадыков Леонид Александрович (2000 – 2005 г.г.), Канитова Галина Тодошевна (2005-2013 г.г.), Сабина Наталья Николаевна (2013-2015 г.г.).  Несомненно, каждый из них внёс свой неоценимый вклад в развитие этого образовательного учреждения. В настоящее время Центром управляю я,   Муйтуева Светлана Николаевна. Центр творчества живёт и  развивается «в ногу со временем» вместе с нашим районом, постоянно удовлетворяя запросы в области дополнительного образования детей. Поменялись направления и программы, поднялся статус учреждения, расширился круг образовательных направлений.

 В Усть-Канском центре детского творчества мы стараемся создать все условия для того, чтобы одарённость давала результаты в виде  материального и духовного воплощения.  Около двадцати трёх кружков и объединений работают в Центре.  Среди них есть как традиционные для алтайской культуры направления, так и инновационные, идущие в ногу со временем. Наряду с рукоделием, алтай шатра, скалолазанием и музыкой здесь можно овладеть знаниями по робототехнике, научиться играть в шахматы, стать защитником природы. Кружки работают в рамках 6 основных видов деятельности: технической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой,  естественно-научной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной.    Приоритетным направлением является технический отдел – робототехника и цифровые технологии.  Эти новшества, я думаю, открывают для нас огромное поле деятельности для детей.  С какой радостью спешат на эти занятия мальчики и даже девочки!  Для нас важно, чтобы цифровые технологии, став частью учебного процесса, приносили как можно большую практическую пользу. Моя убеждённость в необходимости инновационного образовательного процесса стала формироваться в 2016 году. Началось всё с того, что в образовательной среде стала реализовываться программа «Активная жизненная позиция – путь к успеху». В скором времени представилась реальная возможность для внедрения инновационных технологий в практику образовательной организации.  В рамках государственной программы к нам поступили конструкторы по робототехнике.  Это стало началом развития очень интересного и значимого для нашего центра направления работы – конструктивно-модельной деятельности и технического творчества воспитанников. Опыт работы по использованию робототехники в образовательном процессе наши педагоги транслировали на августовской конференции педагогов и учителей района.

Одним из первых управленческих решений стало сохранение имеющегося кадрового потенциала, при условии обновления его качественных характеристик. Совершенно понятно, что Центру детского творчества необходимы педагоги, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и возрастные особенности развития школьников, хорошо знающие своё направление.  Поэтому каждый педагог  разработал  свою учебно-воспитательную программу с учётом их индивидуальных потребностей.

Можно сделать следующий вывод: педагогический коллектив МБУ ДО «Усть-Канский ЦДТ» стабилен, педагоги систематически повышают уровень квалификации на курсах, семинарах, мастер-классах, в творческих группах, транслируют и распространяют свой опыт на районном и республиканском уровнях. Несмотря на то, что более чем у половины сотрудников стаж работы не превышает 5 лет, коллектив педагогов творческий, имеет необходимый  для профессионального роста потенциал.  Они успешно участвуют в конкурсах и образовательных проектах. Сегодня в творческих объединениях и секциях Центра занимаются более 400 детей (было 320), в числе которых есть и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Найдя дело по душе, они не только успешно социализируются, реализуют свои способности, но и нередко определяются с выбором будущей профессии. Достижения учеников и педагогов центра не ограничиваются муниципалитетом и регионом. Наши воспитанники традиционно принимают активное участие в конкурсах и фестивалях, социальных акциях, выступают на конференциях. Они становятся победителями всероссийских, региональных, республиканских и районных конкурсов, смотров, слётов и соревнований.

Опыт образовательной деятельности Центра публиковался в информационно-биографическом издании «Школа года – 2018»,  в литературно-биографическом альманахе «Деловая элита России. Национальное достояние» (2018 г.). Учредителем и издателем золотой книги является издательский дом ООО «Эра Пресс». Героями этого альманаха являются люди промышленных и агропромышленных комплексов, успехов людей в бизнесе и строительстве,  результат труда выдающихся специалистов в образовании и медицине. В 2019 году деятельность нашего детского оздоровительного лагеря публиковалась в российском журнале «Успех как стиль жизни».   Наше учреждение стало лауреатом Всероссийского конкурса «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров-2018» в номинации «Лучший центр детского (юношеского) творчества».

Да, идут существенные изменения в образовании. Идёт модернизация. Сейчас  наш центр детского творчества переживает время больших перемен.  Система дополнительного образования кардинально меняется.  В конце 2016 года утверждён федеральный проект «Успех каждого ребёнка», который вошёл в список шести национальных проектов в сфере образования, утверждённых президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Проект, наряду с персонифицированным финансированием, предусматривает создание во всех субъектах российского образования модельных центров дополнительного образования детей.  С 1 сентября 2019 года Усть-Канский центр детского творчества начал работать в этой системе, и именно мы являемся муниципальным опорным центром.  Мы эти перемены  встретили «во всеоружии». Это  огромная для нас ответственность.  Неэффективные кружки, секции, клубы вынуждены будут либо перестраивать свою работу – привлекать лучших специалистов и, в целом,  повышать качество обучения, либо будут закрыты. В нашем центре мы уже провели определённую работу по мониторингу интересов детей и составили соответствующий план работы.  Я уверена, что в этом  направлении качественного нового развития образовательной программы, мы достигнем лучших результатов. Кроме того, такая система, в большой степени моделируя саму социальную среду современного мира, оказывает влияние на его развитие, т. к. в образовании,  как ни в какой другой сфере,  представлено будущее в настоящем. Я сторонник новшеств, но я считаю, что инновации должны проходить серьёзную экспертную оценку и обеспечивать повышения качества образовательных услуг, социальную защиту ребёнка от экспериментирования над ним. Нужно, чтобы родители имели голос при выборе технологий.

 Помимо основной работы наш коллектив занимается организацией летнего отдыха детей в оздоровительном лагере «Эзлик», имеющем республиканский статус.  Три смены по сорок человек мы ежегодно принимаем в лагере.  Я уже в течение нескольких лет являюсь начальником этого лагеря. В качестве вожатых и воспитателей работают как наши молодые педагоги, так и привлечённые из других образовательных организаций района и студенты Горно-Алтайского педагогического колледжа. Лагерь функционирует  в  летний период — в течение 3-х смен. В период всей оздоровительной кампании лагерь обеспечивает условия для отдыха и всестороннего развития духовно, физически и нравственно здоровой личности ребёнка. Заметно улучшилась материально-техническая база лагеря.   Территория лагеря оборудована,  ухожена: клумбы, освещение, дорожки, в наличии пожарные щиты с инвентарём. В 2018 году благотворительный фонд «Система»  г. Москва подарила детскому лагерю  целые комплекты уличных конструкторов ЛЕГО, уличные шахматы и настольный теннис. «Система» — один из крупнейших благотворительных фондов России.  Теперь воспитанники лагеря  имеют полную возможность приятно и увлекательно провести время. 

 В этом году у нас была особенная третья смена: к нам приехали социально-сложные, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети.  Скажу честно: даже мне пришлось непросто.  К ним надо было найти особый подход, завоевать их доверие. Нам удалось это сделать, дети остались довольны, стали намного добрее, научились уважать друг — друга.  В лагере была обширная культурно-образовательная программа, проводились экскурсии, мастер-классы, встречи с творческими людьми. Все направлено на развитие детей, на их  культурный и интеллектуальный  рост. Состав воспитанников многонациональный, но никаких конфликтов у нас на этой почве не было, так как коллективу удаётся создать обстановку дружелюбия и взаимного уважения. Это проявляется и в основной образовательной деятельности, и в период работы летнего лагеря. Я по натуре – оптимист, поэтому верю в лучшее и не люблю жаловаться.  Всю жизнь мне приходилось преодолевать огромные трудности, причём мне всегда говорили, что я их сама создаю, а потом героически их преодолеваю.  Я верю, что наш детский оздоровительный лагерь «Эзлик»  со временем полностью обновится и станет более комфортным для полноценного отдыха детей и подростков. 

Сначала надо создать все условия для ребёнка, для раскрытия его талантов,  и только потом уже планомерно вести его к успеху. В этой работе надо выложиться полностью, приложить максимум усилий. Любовь к детям и душа в деле, которым занимаешься – вот наш секрет. Знаменитый педагог Шалва Амонашвили утверждал, что дети – лучшие педагоги. Они учат нас, взрослых, а не мы. Эту гуманистическую позицию считаю руководящей в своей деятельности. Я думаю, что не любя детей и не любя своих учеников, невозможно добиться наилучшего качества в своём деле. Надеюсь,  полученные знания за этот  короткий период  мне помогут управлять коллективом.