Иванова Айана Николаевна

Заведующий МБДОУ «Ябоганский детский сад» «Сказка».

     Каким разным может быть мир… – калейдоскоп разноцветных красок природы, меняющихся с временами года!  Представьте на миг, что Вы не имеете возможности – осязать, ощущать, созерцать эту красоту…

      Всего лишь три слова – ограниченные возможности здоровья… Что стоит за этими «сухими», официальными словами: боль, неизвестность, одиночество, желание спросить и понять: «Почему я — не как все?»…

      По данным Министерства здравоохранения в нашей стране официально зафиксировано 2 миллиона детей – инвалидов разной категории. Очень гуманно, что наше государство проявляет внимание и заботу к этим людям. В Конституции РФ сказано, что: «основные права и свобода человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» — это значит, что мы все имеем право на жизнь, образование и на работу. Но возникает вопрос: «Готово ли общество к принятию особенных детей: в детском саду, в школе и в обществе? Благодаря, доступности информационных средств, стало возможным увидеть множество положительных и отрицательных фактов, мнений, взглядов по отношению общества к детям с ограниченными возможностями.

        Вот последний случай, вызвавший общественный резонанс: «Молодая женщина решила отдохнуть в бассейне развлекательного центра, где с мамами проходили реабилитацию дети с ограниченными возможностями здоровья. Среди отдыхавших детей был ребенок, который очень громко плакал. Данная ситуация вывела из себя молодую женщину.  Она начала снимать видео с комментариями о том, что хочет утопить этого ребенка и выложила его в социальную сеть. В момент, когда ребенок притих, она с радостью предположила, что он скорее всего утонул…». Выложенное видео стало причиной всеобщих обсуждений и показало реальную картину об отношении общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. В бурной полемике в социальной сети кто-то поддерживал героиню, кто-то осуждал.  Эта история имела продолжение в телевизионной передаче «Пусть говорят», в которой была организована встреча между участниками неблаговидной истории.  В ходе передачи прозвучали разные мнения и, самое главное, поразило то, что на стороне девушки оказались очень многие представители молодого поколения разных профессий: это и юристы, и журналисты, и преподаватель, и артисты, и обычные молодые люди.  Прозвучала следующая фраза: «… что родителям с такими детьми нужно сидеть дома…, и чтобы государство «оградило» общество от таких детей…» 

      Возможно ли представить себе, это сколько — два миллиона детей! Не повлекут ли за собой, такие резкие, грубые слова здоровых, успешных людей психологические надломы у родителей, которые находят в себе силы вывести своего малыша в общество. Это дает повод предположить, что очень многие не хотят рядом видеть детей с ограниченными возможностями здоровья. Что это?  Требование проявленного «морального уродства» молодого поколения или, наоборот, его «показатель»? А не пора ли задуматься о том: «Почему такие случаи не единичны? Где проявление таких качеств человека, как «отзывчивость», «доброта», «сопереживание», «толерантность»? Каким будет общество через 10 – 15 лет? Что упущено?? Ведь каждый из тех, кто «проявляет недовольство» – это бывший воспитанник детского сада, бывший ученик школы, чей-то успешный ребенок, бывший студент учебных заведений…

      Не слишком ли мы «лелеем» наших детей, ограждая их от реальной жизни, от проблем, которые могут возникнуть у любого человека, вне зависимости от его положения, статуса, здоровья… 

      А ведь, действительно, какие — то пять, десять лет назад, очень большая часть родителей, имеющих детей с особенностями не хотели быть в центре внимания. И хотя в 2006 году в принятой резолюции Ассамблеей ООН было уже закреплено право ребенка – инвалида на участие в образовательном процессе, дети находились, в основном, на домашнем уходе и обучении. В 2012 году, когда данный документ был ратифицирован Федеральным законом, образовательные организации и социальные учреждения активизировались созданием условий для детей с ОВЗ и обеспечением качественного образования.  Своевременно принятая государством программа «Доступная среда» дала возможность детям с ОВЗ успешно интегрироваться с социумом.

         Среди многих дошкольных учреждений и наш детский сад участвовал в программе «Доступная среда». К нашему счастью и ожиданиям, Министерством труда Республики Алтай Ябоганскому детскому саду были выделены финансовые средства на оснащение сенсорным, логопедическим оборудованием в размере пяти ста тысяч рублей, на психолого-педагогическую поддержку детей раннего возраста.  Министерство образования Республики Алтай в рамках программы «Доступная среда» поставило нам «сенсорную комнату» в размере одного миллиона рублей.

            За четыре года в нашей организации прошли адаптацию и социализацию шесть детей с ограниченными возможностями здоровья: с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи.  Вспоминаем их первые посещения детского сада: «…дети младшего дошкольного возраста, инстинктивно понимали, что это — особенный ребенок, и они, едва сами начинающие ходить, приносили малышу игрушки… И наш особенный малыш испуганно прижимался к маме…, а если и решался сделать шаг в сторону к детям, то ни на минуту не отпускал ее руки…  Через некоторое время, наблюдая за другими детьми, он начал садиться на горшок, старался сам держать ложку, карандаш, кисточку, вместе с мамой старался «шагать» на физкультурном занятии за детьми, пел песенки, повторял потешки. Он уже мог оставаться в группе один без мамы…».

     Не скажу, что было легко воспитателям и специалистам, но видя, как старается малыш, ты – взрослый, здоровый человек, не имеешь права говорить об усталости и невозможности что-то сделать. Встала необходимость в поиске новых форм и методов работы с особенными детьми. Вместе разработали адаптированные образовательные программы и индивидуальные карты развития каждого ребенка.

      Самый счастливый момент – это расширение педагогического состава детского сада, когда добились включения ставки психолога, а затем и логопеда. Ведь нашим детям нужна специализированная помощь.  Систематизированные занятия в оснащенном кабинете с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья, психологические тренинги с мамами оказали положительное влияние на успешное прохождение адаптации ребенка в своем первом обществе, в которое он попал. Также было очевидно, что меняются дети, окружающие наших малышек, в их поведении проскальзывала доброта, сочувствие. И они ни разу не обидели их! Они приняли их в свой детский мир, инстинктивно проявляя заботу о них.  Мы стали свидетелями как наш особенный малыш преобразился: он рисует лучше своих сверстников, и защищает проекты, и знает уже кем хочет стать, когда вырастет…  И вот он уже перешагнул порог второй ступени общего образования…  

       В мире огромное количество примеров, как из ребенка с ограниченными возможностями здоровья вырос гений: математик, программист, певец, художник, музыкант. Можно с уверенностью сказать, что это достигается только благодаря комплексному обеспечению доступности образования и социально значимых объектов, осуществляющих коррекционно-развивающую помощь детям с различными видами нарушений в развитии. 

      Наш детский сад, как и многие другие, с каждым годом развивается и совершенствуется. Сегодня мы имеем сенсорную комнату и кабинет логопеда, оснащенные всеми необходимыми оборудованиями, учебными развивающими материалами. С детьми работают квалифицированные, мотивированные, ресурсные педагоги и специалисты. В помощь родителям, имеющим детей от рождения до 18 лет, создан консультационный центр, который выполняет одну из эффективных функций, позволяющих родителям получить своевременную и качественную помощь, в том числе и по вопросам развития ребенка с ОВЗ. Опираясь на свой опыт, уверены, что при реализации требований стандарта дошкольного образования, самое важное — это разработать методологические и методические аспекты работы с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья, где будет четко определена:

  1. Нормативная база по раннему выявлению факторов риска и нарушений в развитии детей раннего возраста;
  2. Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи.

   Также необходимо разработать дифференцированные подходы к обучению детей дошкольного возраста с разным уровнем психофизического развития.

      О значении каждой образовательной организации в создании   условий для реализации этой возможности, прозвучала в выступлении Д. Медведева на совещании по вопросам трудоустройства инвалидов 21.12.2012 году: «Возможность получить качественное образование, выстроить карьеру по выбранной специальности во многом определяет просто психологический комфорт, устойчивость любого человека – и с ограничениями по здоровью, и абсолютно здорового».

     Опираясь на свои наблюдения, опыт работы, и поддерживая точку зрения, которую отстаивала известный педиатр, педагог и гуманист своего времени Ф. Дальто, что нет детей – есть люди, и ценность детства в общем развитии человечества чрезвычайно велика, уверена, что, если приложить усилия и использовать все возможные условия для развития, два миллиона детей (или же  их основная часть) будут успешно адаптированы и социализированы, и этот потенциал человеческого ресурса может сделать много полезного для общества и для государства. А дети, которые росли, развивались с нашими особенными малышами в детском саду вырастут добрыми, отзывчивыми людьми.  

…Они в наш мир не зря приходят.

Всевышний посылает ангелов-детей

«Особенных» детей, как испытание вроде

А в самом деле, чтобы лечить людей…

 (отрывок из стихотворения «Благословляю всех детей», неизв.автора)