Бучнева Наталья Павловна

Директор МБОУ «Соузгинская СОШ»

Один из эффективных способов повышения качества российского образования — развития педагогического наставничества, которое активно изучалось в семидесятые-восьмидесятые годы XX века. В начале девяностых годов введение молодых работников в профессию перестала быть актуальным.

В современном мире педагог-наставник, передающие опыт, традиции, культуру профессии, снова становится востребованным. Акцент в подготовке молодых специалистов ставится на формирование практических умений, навыков на профессиональную адаптацию молодого педагога.

Современная система образования предъявляет новые требования к учителю, что требует обогащения понятия «наставничество» новым содержанием и новыми формами и разработку модели карьерного роста педагога: учитель-наставник.

Кто же такой педагог-наставник в школе и в чём состоят его задачи?  Педагог-наставник на мой взгляд, лучшая форма профессиональной адаптации молодого специалиста, которая способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров, так как нехватка педагогов в школе — актуальная проблема сегодняшнего дня. Задачи педагога наставника:

— раскрывать профессиональный потенциал молодого педагога,

— содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и педагогического мастерства,

— воспитывать потребность в самообразовании, повышении квалификации, стремлении к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Успешный процесс наставничества укрепляет желание молодых педагогов остаться в профессии продолжить дело наставничества, позволяет воспитывать и сохранять педагогические кадры. А это не маловажно.

Внедрение ФГОС второго поколения привело к изменению форм взаимодействия основных субъектов образовательного процесса. Актуальной становится технология наставничества «педагога-наставник – ученик» для обеспечения достижения обучающимися новых образовательных результатов. Одна из характеристик эффективных отношений наставничества – отношение педагога с обучающимися на равных. Педагог-наставник взаимодействует с обучающимся на субъект-субъектной основе, выслушивает его, вдохновляет, помогает составить индивидуальный образовательный маршрут. Ученик-субъект учебной деятельности, учитель направляет его обеспечивает приоритет деятельности ученика по отношению к своей.

Данная сторона наставничества рассматривается как перспективная образовательная технология. Она позволяет передавать знания и формировать необходимые навыки намного быстрее, чем традиционные способы. Следовательно, педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

В нашей школе сформированы наставнические пары педагог-наставник — молодой специалист, педагог-наставник — ученик. При введении данной технологии мы отметили высокий уровень включенности наставляемых в социальные, культурные, образовательные процессы учреждения. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне коллектива, лояльности обучающихся к школе и статусе нашей организации