Наумова Наталья Геннадьевна — заведующий МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» г. Горно-Алтайска»
В условиях изменений в содержании дошкольного образования, связанных с введением Федерального государственного образовательного стандарта, возрастают требования к уровню профессиональной компетентности и квалификации педагогических кадров. Такое системное обновление образовательной деятельности в детском саду требует от педагогов глубокого погружения в вопросы эффективной организации образовательной среды, обеспечения постоянной поддержки развития ребенка – дошкольника и поддержки его инициативы, а также организации постоянной обратной связи с родителями воспитанников.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ отмечено, что образовательные программы дошкольного образования призваны обеспечить разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Происходящие в системе дошкольного образования изменения обусловлены потребностью в обновлениях, соответствующих развитию общества и образовательной системы в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует обеспечения полноценного развития воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Именно от профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.
Многим известен важнейший тезис педагогического менеджмента: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов». Анализ международных и национальных педагогических исследований показывает, что среди многих факторов, влияющих на качество образования, решающую роль здесь играет качество подготовки и работы педагогов. Профессиональная деятельность воспитателей также требует постоянного обновления и совершенствования.
Управлять деятельностью дошкольного учреждения — значит анализировать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в направлении развития и совершенствования. Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя. Поэтому создание условий для самореализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей в целом является одним из главных ресурсов обеспечения и развития качества образования в дошкольной организации.
Отсутствие опыта у молодых педагогов или базового (дошкольного) образования у вновь принятых на работу, недостаточный уровень квалификации, неготовность к инновационной деятельности, пассивное отношение педагогов к вопросам профессионального развития – об этих проблемах часто говорят руководители многих детских садов. Были они характерны и для детского сада № 8 города Горно-Алтайска.
Для повышения готовности педагогов работать в новых условиях в детском саду № 8 «Сказка» был разработан и реализован проект «Управление профессиональным развитием педагогов в условиях реализации требований федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования». Его цель – создать условия для профессионального роста и повышения профессиональной компетентности педагогов.
Немаловажную роль в успешной реализации проекта сыграли индивидуальные качества ведущей группы педагогов, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическая готовность к новым видам деятельности, готовность к изменениям. Основным механизмом повышения профессионального уровня деятельности педагогов дошкольного учреждения стал поиск и освоение новшеств в образовательной практике.
Поскольку в реализации проекта приняли участие все педагогические работники детского сада, это позволило не только сформировать общее проблемное поле, но и повысить качество профессиональной коммуникации. Обсуждение и поиск решения проблемных вопросов оказали благотворное влияние на рабочую атмосферу в нашем детском саду. Ведь сегодня очень важно, чтобы вся команда педагогов работала слаженно и творчески. Только таким образом можно повысить качество образования, существенно обновить образовательную деятельность и обеспечить успешность детского сада в целом. В свою очередь эти позитивные изменения создают устойчивую основу для развития гармоничной и творческой личности ребенка-дошкольника
Очень важным эффектом реализации проекта стало обновление образовательной среды детского сада с учетом потребностей и ожиданий родителей воспитанников.
В 2019-2020 учебном году педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» г. Горно-Алтайска» составляет 39 человек, из которых педагогических работников – 15 человек.
Девять педагогов прошли профессиональную переподготовку в Горно–Алтайском государственном университете по курсу «Дошкольное воспитание» и в настоящее время 100% педагогического состава имеет профессиональное дошкольное образование.
На первую и высшую квалификационные категории аттестованы 86% педагогов, не проходили аттестацию 24% педагогов (это — молодые специалисты и педагоги, отработавшие в отрасли менее двух лет). Показателем качественных характеристик кадрового состава стал тот факт, что за период с 2012 по 2019 годы процент педагогов-дошкольников с высшим образованием увеличился с 26% до 74%. 8 педагогов награждены отраслевыми наградами регионального и федерального уровней.
Опыт работы детского сада № 8 транслируется в средствах массовой информации и профессиональных изданиях, среди них:
- международный журнал «Традиции и новации в дошкольном образовании»;
- сборник материалов IV межкурсовой научно – практической конференции «Социализация детей: проблемы, опыт, перспективы», организатором которой стал БУ ДПО РА «ИПК и ППРО РА»;
- сборник материалов международной научно – практической конференции «Исследование проблем современного образования: теоретические, методологические, практико – ориентированные аспекты»
- V выпуск научно – методического сборника «Педагогическая мастерская» (г. Чебоксары);
- электронный научно-практический журнал «Совушка» www.kssovushka.ru (раздел: дошкольное образование, методические разработки педагогов).
Детскому саду № 8 г. Горно-Алтайска в январе 2020 года исполнилось 10 лет. За этот период педагоги стали участниками многих городских, республиканских, всероссийских и международных акций, проектов и конкурсов: копилка успехов дошкольного учреждения насчитывает 8 дипломов I степени, 13 дипломов II степени, 7 дипломов III степени, 21 сертификат участника республиканского конкурса.
Наиболее значимые достижения наших педагогов:
— участие в городском профессиональном конкурсе «Воспитатель года города Горно-Алтайска»: Бырышкакова А.В. (2011 г.), Кулунакова М.Л. – приз зрительских симпатий (2013 г.), Карпова Г.Ю. (2015 г.), Слепченко О.Ю. (2016 г.) Самохина Т.Е.(2018 г.);
— призеры II Республиканского Фестиваля инновационных педагогических идей системы дошкольного образования Республики Алтай:
— профессиональный конкурс «Я — психолог Республики Алтай — 2014»: Андреева И.А.- II место;
— республиканский (заочный) конкурс «Молодые-молодым»: Гуляева Н.С. — призер, диплом II степени (2016 г.);
— республиканский конкурс методических разработок по проведению тематических занятий и воспитательных мероприятий, посвященных Дню здоровья «Мой здоровый образ жизни» (организатор — БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА»): Тадырова А.В., призер, диплом III степени (2018 г);
— региональный этап Международной Ярмарки социально – педагогических инноваций: Карпова Г.Ю., участие (2018-2019 г.г.);
— участие в республиканском фестивале «Учительская весна» (2018г.) и другие.
Успех дошкольного учреждения в обеспечении качества образования во многом зависит от качества методической работы. Работа с кадрами занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, и прежде всего способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все формы методической поддержки педагогов, которые мы включаем в свою работу, направлены на повышение квалификации и профессионального мастерства воспитателей, носят опережающий характер и отвечают за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Основа эффективной методической работы — оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. В дошкольном учреждении ведутся следующие формы методической работы:
— консультации (индивидуальные и групповые);
— обучающие семинары;
— педагогические советы;
— изучение и открытая презентация лучшего опыта педагогов;
-смотры-конкурсы;
-мастер – классы;
— круглые столы;
— взаимопосещения;
— открытые просмотры;
— недели педмастерства.
С их помощью решаются задачи повышения профессионального мастерства педагогов, создаются условия для их самореализации и решения профессиональных проблем. Только в профессионально зрелом педагогическом коллективе, благодаря атмосфере сотрудничества и взаимопонимания, есть место для эффективной деятельности каждого из его членов, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг. Хочется отметить, что все педагоги дошкольного учреждения работают в активном поиске творческих идей, внедрении новых педагогических технологий. В копилке дошкольного учреждения на сегодняшний день имеются коллективные проекты и авторские идеи, представленные в виде опыта работы, педагогических проектов, перспективных планов, презентаций, результаты участия в различных конкурсах.
В заключение следует отметить, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования принятие управленческих решений по повышению качества образования и создание условий для повышения профессионального уровня педагогов являются обязательными элементами эффективного управления современной образовательной организацией.