Директор МОУ «Каракокшинская СОШ им.С.В.Тартыкова».
В школе работаю давно и за годы практики встречала разных детей. Все они по моим представлениям одинаково беззащитны и беспомощны, а в каких-то ситуациях оказываются мудрее и отзывчивее, чем взрослые. Дети цветы жизни — это всегда было моим убеждением. Кто-то из ребят робок и нерешителен, как ландыш. А кто-то стойкий и напористый, как первый подснежник. С детства приучали напрасно не срывать цветы, а любоваться их красотой и благоуханием со стороны, не нарушая их мир. На такие воспоминания о цветах, детях и хрупкости отношений натолкнула недавно прочитанная сказка-быль Андрея Платонова «Неизвестный цветок».Ведь действительно, каждый ребенок ,по сути «неизвестный цветок». Вечером решила прочитать это произведение своей дочери. Уж очень хотелось услышать, что же ребенок думает о цветке, о девочке Даше, пионерах. Итак, ….Жил на свете маленький цветок…
— А здесь точно говорится о цветке, а не о человеке? Дочь успела задать свой вопрос раньше.
— Как ты думаешь можно этот цветок сравнить с ребенком? Ответ не заставил себя долго ждать.
-Конечно, у нас в школе тоже есть такие дети.
-А с чего ты так решила , они что отличаются от остальных?
— У них глаза добрые и они всегда рады помочь, но не всегда это получается, наверное, в силу возможностей. Их не часто увидишь в большой компании. Выглядят какими-то испуганными. Они чем-то похожи на этот цветок.
Да…Эти слова заставили задуматься. Действительно, дети зачастую подмечают то, на что мы, взрослые, не обращаем особого внимания. А ведь в сущности, это взрослые должны помочь таким учащимся войти в детские коллективы, наладить общение, организовать обучение и многое другое. Как другие учащиеся и педагоги относятся к таким «особенным детям»? Хотят ли они общаться, взаимодействовать с ними? Как помочь всем и никому не навредить?
Эти дети особенные, их называют «дети с ОВЗ», «с особыми образовательными потребностями», «с отклонениями в развитии», но сколько бы не придумывали абривиатур и терминов характеризуя «особенности» таких детей, мы, к сожалению, еще до сих пор учимся принимать их, общаться с ними, воспитывать и обучать.
Кто не знает, что Эйнштейн до 4 лет не умел говорить, и его считали отсталым ребенком? А ведь это гениальный ученый. Да, гениальность — это тоже отклонение от «нормы». Каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. Это его конституционные права. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию… Я убеждена, что именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только образование, но и ощутить жизнь в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования, которое призвано обеспечивать равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. А главное предназначение нас, как педагогов, помочь им в открытии этого большого и прекрасного мира и раскрывать этих детей для этого мира.
В Республике Алтай специальных коррекционных образовательных учреждений и интернатов очень мало. Имеющиеся специализированные учреждения не всегда готовы вместить всех желающих. Но и не все родители готовы сделать выбор в пользу такой школы или интерната , даже если он очень хороший. Обучаться далеко от дома нелегко даже для здорового ребёнка. И тем более это трудно психологически для детей с ограниченными физическими возможностями.
Выражу мнение большинства директоров о том, что создать комфортные условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, потребует титанических усилий всего коллектива школы. И тут как раз и начинается долгая и кропотливая работа с документами, изучаем законы и последние изменения, разрабатываем множество нормативно- правовых актов. Перерабатываем их «под себя», чтобы определить правовое пространство действия всех участников образовательного процесса не нарушив права друг друга.
Одновременно с этим помогаем педагогам, обучаем их работать с такими детьми предупреждаем их проблемы различными семинарами, педсоветами, практикумами : чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Обеспечиваем психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей учителем-логопедом, дефектологом, социальным педагогом и педагогом-психологом. Организовываем ППМСопровождение детей в учебном процессе. Разъясняем родителям (законным представителям) самого ученика как он должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассникам. Проводим психологические тренинги, индивидуальные занятия с ребенком, которого очень волнует, найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет, сможет ли хорошо учиться. Подготавливаем материально-техническую базу. Администрация школы должна предусмотреть финансовые средства , если необходимо, на специальные условия получения образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ, имею в виду, условия обучения, воспитания и развития, которые включают использование специальных: адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания; учебников, учебных пособий и дидактических материалов; технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Также предупреждаем страхи родителей других учеников о том, что инклюзивное образование повлияет на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п..
При создании комфортных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, встречаются препятствия, если их устранить, то у каждого ребенка появится возможность, развиваясь в своем собственном режиме, следуя своей индивидуальной образовательной траектории, в итоге получать качественное образование с учетом индивидуальных потребностей.
А что же наш цветок? Когда его нашла Даша он был одинокий и грустный, но девочка привела к нему своих друзей пионеров . Они облагородили почву ,пообщались с цветком и его жизнь стала комфортнее.
Чтобы оказать необходимую помощь нужно убрать препятствия и помочь. Какие же проблемы возникают при введении инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические, недоступность образовательных стандартов и архитектурные . Последняя из них ,поверьте, не самая сложная. Проще что-то отремонтировать, расширить, пристроить, чем сломать стереотип поведения и отношения. Можно сказать, что с введением в 1 сентября 2016 года ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью дело сдвинулось с мертвой точки, но все же возникают вопросы и трудности. Ученикам нужно обеспечить условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ, например: предоставить услуги ассистента (помощника), сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказывать техническую помощь; проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия; обеспечить доступ в здание школы. Хорошо, что проблема доступности образовательных стандартов решается.
Психологическое препятствие, я считаю самым сложным. Оно, безусловно касается всех участников образовательного процесса . Выше я говорила о том, какие у всех участников образовательных отношений опасения и переживания, только на практике все выходит наоборот. Тяжелей всего перестроится и найти подход к детям с ограниченными возможностями здоровья, именно, педагогам. За урок, который длится 45 минут, объяснить новую тему детям с «нормой развития» и поработать с детьми ОВЗ. Дать всем категориям учащихся равные по значимости и их возможностям знания в соответствии с федеральными государственными стандартами.
За последние годы много посетила различных конференций и мероприятий, касающихся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Задавала вопросы ученым и профессорам педагогических, биологических наук, московским практикующим психологам. Как разделить 45 минут урока на всех ничего не нарушив? Они разводили руками, говорили, что все мы профессионалы и справимся. Но в действительности этого мало, педагогам не хватает практико-ориентированного обучения, хотелось бы чтобы приезжали и обучали люди, которые методически компетентны и могут показать уроки в инклюзивных классах. Каждый учитель пытается выработать свои методики, нащупать свою тропинку к сердцам и умам детей. Не буду спорить ,что в сельских школах, у нас каждый ребенок на виду, видим в каких условиях живет, растет, с кем общается, чем увлекается. Считаю, что на директора и на администрацию школы в целом ложиться большая ответственность за отношение внутри школы и в каждом классе к детям с ограниченными возможностями здоровья. Возможно, со мной могут не согласиться мои коллеги из больших городских школ, но у нас есть свои формы и методы. Наблюдать, контролировать, приходить в классы, проводить беседы, круглые столы, приучать к диалогу. Давать понять детям и их родителям, что никто не настроен против них, что им хотят помочь, иногда просто не зная как правильно. И самое главное говорить и беседовать, вызывать на разговор, не давать замыкаться в себе, решать проблемы в спорах и дискуссиях, в доверительных беседах.
Всем без исключения необходимы внимание и забота, как и нашему цветку из сказки … Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок, только немного лучше и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый….. Важно поддерживать и объяснять родителям и другим детям, что «особенность» ребенка это нормально, ведь каждый по-своему индивидуален и прекрасен, в этом большом и меняющемся мире. Прежде чем выбрать свой жизненный путь, необходимо сначала стать человеком. Помните, что наш мир очень хрупок ,но несмотря ни на что берегите и цените друг друга.